На главную страницу
 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад № 109"
 
Главная страница
 
Новости "Кузнечика"
 
Реконструкция
 
Мы сегодня
 
Оснащение
 
Учебно-методические и экспериментальная площадки
 
Дополнительные помещения
 
Сетевое методическое объединение по реализации технологии Марии Монтессори
 
Социально-психологическая гостинная
 
Наши праздники и развлечения
 
публичный (открытый) доклад/ результаты самообследования учреждения
 
Контакты
 
 
 
 
 
 
     
     

Педагогика Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский психиатр, психолог, опытный детский врач, философ, ученый, педагог, родилась в Италии в 1870 году.
В мировой практике существовало и существует множество ярких, необычных подходов к воспитанию. Педагогическая технология, разработанная М. Монтессори, характерна не только своими особенностями в плане построения общения взрослого и ребенка, но и тем, что это общение строится благодаря собственным открытиям Марии Монтессори. При этом необходимо подчеркнуть, что педагогика Монтессори существует уже на протяжении 100 лет, 50 лет работает после смерти автора, а это чрезвычайная редкость. Едва ли десяток педагогических систем продолжают существовать после смерти автора. И это говорит о её педагогической ценности.
Педагогическая технология Монтессори, являющаяся одной из наиболее известных и распространенных образовательных программ в зарубежном дошкольном и школьном образовании, возникла в результате многолетних исследований и является сочетанием методики и философии. При правильном применении она способна решить многие проблемы, остро стоящие в современном образовании. Цель технологии заключается в оптимальном развитии каждого ребенка, в формировании счастливой состоявшейся личности, способной жить в мире с собой и соседями. Успех педагогики Монтессори объясняется тем, что обучаемые дети проходят естественный путь развития, они формируют себя сами как человека, как личность, свободно удовлетворяя свои потребности: потребность в движении, потребность в гигиенических условиях и духовной пище.
В России педагогика Марии Монтессори получила признание еще до 1917 года. Ее опыт освещался в журналах педагогических обществ (Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию, 1911 г.), издавались ее книги, с практикой детских садов знакомились видные деятели дошкольного воспитания того времени (Е.И.Тихеева, Н.Д.Лубенец, С.Ф.Ругова и др.).
Важное место среди последователей Монтессори для России занимает Ю.И.Фаусек. Она открыла первый детский сад в России по системе Монтессори и тридцать лет посвятила педагогике Монтессори, а затем анализировала и описывала свой опыт.
В начале 30–х годов идеи Монтессори были преданы забвению, подвергались критике, как «буржуазные», «реакционные», несовместимые с новой системой воспитания.
Должная оценка и обращение вновь к педагогике Монтессори происходит в 60–е годы, благодаря труду А.П.Усовой «Сенсорное воспитание дошкольников» (Москва, 1963 г.), в которой система М.Монтессори анализируется с позиции современной дошкольной педагогики. «Система заслуживает самого глубокого понимания, самого тщательного изучения и широкого опыта; ибо все, что говорит и делает Монтессори, дышит таким талантом, такой теплотой, такой любовью, скажу даже, восторгом перед человеческой душой, что невольно увлекает и вселяет такую же веру в будущее человечество, какую исповедует она сама. Я слышала и сомнения и возражения: многое не выполнимо, многое не нужно, сухо, скучно и не развивает творчества. Я же думаю, что нужно с большой тщательностью отнестись к ее системе и, если она приемлема, иметь мужество признать свои ошибки, усомниться в своих действиях».
Педагогическая технология М.Монтессори строится на идее детского впитывающего сознания. Мышление ребенка М.Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на “хорошие” и “плохие”, “полезные” и “бесполезные” и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.
Для полноценного развития личности ребенка необходимо соответствующим образом обустроить пространство, окружающее ребенка и оказывать профессиональную поддержку в освоении этого пространства.
Принципы педагогики Монтессори
1. Достижение независимости ребенком через освоение деятельности
2. Разумное сочетание свободы и дисциплины
3. Овладение новым материалом происходит через самостоятельные действия с ним
4. Наличие специального дидактического материала
5. Необходимость учета сензитивных периодов и внутреннего потенциала (отсутствие единой программы)
6. Подготовленная среда, порядок в окружении

Основополагающим принципом организации педагогической деятельности М.Монтессори считает предоставление ребенку свободного выбора деятельности в подготовленной среде. Сущность этого принципа заключается в том, что через освоение окружающего мира, через приобретение собственного опыта, через возможность действовать независимо (свободно), ребенок приходит к способности и мыслить также независимо и свободно. Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог Монтессори-группы, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас.

Для оказания профессиональной поддержки взрослому необходимо знать об особенностях возрастного развития детей и сензитивных периодах его развития.
.Монтессори выделяет следующие возрастные периоды:
- 0-3 – «впитывающий ум» - накопление впечатлений
- 3-6 «строитель самого себя» - упорядочивание впечатлений
- 6-9 «исследователь окружающего мира» – выход за рамки чувственного восприятия и изучение окружающего мира посредством опыта, накопленного до него (книги, рассказы, энциклопедии и т.д.)
Сензитивные периоды
Сензитивные периоды - периоды, во время которых ребенок концентрируется на определенных видах деятельности и легко их осваивает. Учитывая эти периоды, взрослые подбирает предметы, окружающие ребенка, наполняя их дидактическим смыслом.
По Монтессори, сензитивные периоды - это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии, т.е. в детском возрасте живых существ. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне.
Сензитивные периоды служат для того, чтобы ребенок имел возможность приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Они проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован его внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определенных психических свойств и процессов. Если попытаться развить некоторую способность ребенка вне рамок соответствующего сензитивного периода, результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или же не достигнут вообще.
Сензитивные периоды являются универсальными, т.е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий и т. п. Они индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Тем не менее, имеются примерные среднестатистические границы различных сензитивных периодов. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется медленным началом, этапом максимальной интенсивности и постепенным спадом соответствующей восприимчивости.
К основным сензитивным периодам относятся: сензитивный период развития речи (0-6 лет); сензитивный период восприятия порядка (0-3); сензитивный период сенсорного развития (0 - около 5,5); сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-2,5); сензитивный период развития движений и действий (1-4); сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6). Характеристика каждого из этих периодов дана в работах М.Монтессори

Любая педагогическая технология начинается с особенного взгляда на взаимодействие ребенка и взрослого.
Взаимодействие педагога – Монтессори с ребенком характеризуется:
1. Направленностью на личность ребенка.
2. Предполагает познавательную деятельность ребенка через активную деятельность.
Такое взаимодействие - личностно – ориентированное.
Перейти на него и педагогу и родителю порой бывает очень сложно. Осознание и выполнение своей новой роли происходит медленно. Осложняет переход на данный способ взаимодействия, и стереотипный подход, и общепринятое мнение, и традиционные взаимоотношения «отцов и детей».
Функции педагога
В отличие от традиционного представления о роли взрослого в воспитании ребенка, в педагогической технологии М. Монтессори взрослому не отводится главной, ведущей, активной роли. Активная роль отводится ребенку, а взрослый выполняет функцию помощника, консультанта, наблюдателя.
Педагог - Монтессори осуществляет такие функции как:
• посредническая,
• руководящая,
• обучающая,
• организующая,
• диагностическая,
Задача педагога состоит в том, чтобы понять и учесть потребности каждого ребенка и предоставить возможность в удовлетворении их с учетом темпов и особенностей развития, подготовить необходимую предметно-развивающую среду, и оказать квалифицированную помощь в случае необходимости.

Организация предметно – развивающей среды
1. Помещение как таковое (уют, тепло, эстетика, санитарно-гигиенические условия и т.д.).
2. Помещение как место работы (наличие дидактического материала, расположенного по зонам: практика, сенсорика, математика, язык, космос). Материалы расположены слева направо по мере увеличения сложности. Они привлекательны, доступны, автодидактичны, имеют контроль ошибки, имеются в одном экземпляре.
3. Помещение как общественное место. Учитывая, что в группе находятся дети разных возрастов, все материалы рассчитаны на зону ближайшего развития ребенка, что способствует свободной кооперации детей, отсутствию соперничества, социальному развитию ребенка.
Помещение как место работы в Монтессори-детском саду отличается от оборудования «традиционных» садов. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Помещение делится на зоны в соответствии с разделами педагогики Монтессори: зона для упражнений в практической повседневной жизни; сенсорная зона; зона для развития речи, обучения письму и чтению; математическая зона; «космическая зона» - зона с материалами для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности.
Каждый материал присутствует в единственном экземпляре. Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он может подождать, или позаниматься с другим материалом, или же попробовать работать вместе с товарищем - если, конечно, тот не возражает и материал это допускает. Таким образом, ребенок учится вести себя в обществе.
Среди материалов – в особенности предназначенных для упражнений в практической жизни есть красивые бьющиеся и легкие предметы. Согласно Монтессори, «... такие вещи по самой своей хрупкости становятся «воспитательным материалом». Из этих же соображений детям даются фарфоровые тарелки и стеклянная посуда для питья.
При оборудовании помещения как общественного места учитывается, что оно предназначено для общения и взаимодействия детей разного возраста. По мнению М. Монтессори, это способствует социальному развитию детей группы. В помещении, следовательно, должны быть материалы, относящиеся к зоне ближайшего развития каждого ребенка.
Монтессори - материалы
Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самостоятельную деятельность, соответствующую его индивидуальности. Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения.
Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться, и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо. Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости. Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми. Эта деятельность помогает ребенку осознать процесс движений в группе, таких, как ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например, беседы и ролевые игры, способствуют усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом, ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры.
Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе.
Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Учитель проводит занятие или упражнение медленно и тщательно, анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной.
Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить. Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.
 
             
 
             
 
             
 
             
 
             
 
             
 
             
 
             
 
                 
 
                 
 
                 
 
                 
 
 
 
 
 
 
На главную страницу На главную страницу
Hosted by uCoz